Учительский труд - тяжёлый труд. Я не понимал этого, пока не пришёл работать в школу. Казалось, что всё будет легко. Что такого, прийти и дать детям знания. Но как глубоко я заблуждался! И осознал, что так просто ничего не даётся.

Помню свой первый учебный год как вчера. Когда на меня свалилась гора конспектов, которые нужно было составить на все двадцать часов, то есть двадцать конспектов в неделю, представляете? Ещё и учащиеся не всегда были дисциплинированными. Ведь пришёл молодой учитель, которого можно не слушать и отвлекаться на уроках. Поэтому, скажу честно, было очень тяжело. Нередко посещали мысли о смене работы. Но что-то меня держало. То ли боязнь потерять работу и остаться ни с чем, то ли вера в собственные силы, вера в своих учащихся, что они не подведут.

И так из года в год я преподаю историю и обществознание (хотя срок ещё небольшой, пошёл только пятый год, но всё же). К тому же взял часы по географии и физкультуре. Можно подумать, что я универсал, но нет, таковым себя не считаю. Да, стало легче, намного легче, чем было. Ведь я смог адаптироваться, найти общий язык с детьми, да и сам процесс обучения стал приносить всё большее удовольствие.

Не спорю, иной раз дети расстраивают, не готовят домашние задания, плохо ведут себя на уроках, но возникает вопрос: а разве мы не были когда-то такими? Каждый ошибается, главное, вовремя осознать ошибку и исправить её.

Моя педагогическая философия и заключается в том, чтобы направить знания детей в нужное русло, помочь им адаптироваться в этом мире при помощи каких-либо советов и рекомендаций. Важно взаимопонимание детей и учителя, сотрудничество, постоянная коммуникация между ними. Это не только рабочая обстановка на уроке, вопрос-ответ между учителем с учащимися, но и беседы на переменах и во внеурочное время на различные темы, не связанные со школьной программой.

Задача учителя – разглядеть потенциал ребёнка, раскрыть его и помочь в дальнейшей реализации в жизни. Каждый участник образовательного процесса уникален по-своему, нет деления на плохой и хороший, каждого мы любим, каждый что-то, да, умеет, главное, чтобы это что-то приносило пользу ему, было только во благо, а не во вред.

Нет ничего прекрасней, как видеть счастливые, улыбающиеся лица детей. А когда они интенсивно работают на уроках, готовы постигать и изучать всё новое и новое, когда идёт отдача, то сердце моё просто переполняется радостью. В такие моменты понимаешь, что ты здесь не зря, находишься на своём положенном месте.

Ребёнок же чувствует отношение к себе, поэтому к кому-то он будет тянуться охотно, а к кому-то нет. Поэтому, ещё одной из задач учителя является воспитание в себе доброжелательного отношения к каждому из учащихся, осуществляемое на принципах равноправия. Не должно быть так называемых «любимчиков» и «вредителей». Нужно оценивать всех только по справедливости, не забывая к тому же о похвале.

Если ребёнок обратится к вам за помощью, что нужно сделать? Не сказать: «нет, я занят», а проговорить: «да, конечно, я готов тебя выслушать, готов помочь». Мы же для них должны быть не просто учителями, а наставниками, даже старшими товарищами, готовыми прийти в любую минуту на выручку.

Они – дети, подростки, для них очень важно внимание, им нужно, чтобы их выслушали, поняли. Поэтому, мы не должны рубить сгоряча, если ребёнок совершил ошибку. Важна помощь, совет, да и просто разговор с ним по душам. Поверьте, это нужно им.

Сами знаете, образование не стоит на месте, оно постоянно изменяется. Учителям всё тяжелее приспособиться к новым веяниям, к новым инновациям в этой сфере. Вроде бы, новый стандарт призван облегчить нашу с вами работу, но этого не происходит. Усложняется структура урока, каждый должен делать всё по определённому шаблону, по этапам, а иначе ты не прав. Разве это правильно? Когда, по сути, мы живём в демократическом государстве, в гражданском обществе, где у любого из нас есть своё мнение, своё видение организации учебного процесса и.т.д. Поэтому, я и думаю, что каждый учитель волен выбирать сам структуру своего урока, а не придерживаться во всём нового стандарта. Кто-то может со мной и не согласиться, это его право, но я буду всегда придерживаться этого мнения. Когда каждый сможет по-своему делать и не зависеть полностью от директив сверху, тогда и будет наиболее эффективен, на мой взгляд, сам процесс обучения.

Я хочу сказать одно – любите свою профессию. Не важно, много ли вам платят, мало ли, хотя уровень зарплаты, конечно же, играет одну из важнейших ролей в жизни, но всё же, главное в учительском деле – чему-то научить школьников, дать им знания, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни. Для вас это опыт, признание со стороны коллег и окружающих, самореализация, слова благодарности от учащихся.

И через много лет, представьте, идёте вы по улице, в стареньком пальто и потёртой шапке, к вам подъезжает мерседес, оттуда выскакивает, допустим, Петя Иванов, ваш бывший ученик и говорит: «Сергей Иванович, давайте, я вас подвезу». Разве не выступят слёзы радости у вас? Разве не пожмёте вы ему руку и не скажете: «спасибо»?